24 декабря 2024
Курсы валют по ЦБ РФ USD 89.0214 EUR 95.7391


В ИТ-отрасли объявлено о слиянии за 35 млрд долларов

"Отечественные ИТ-компании стремятся предложить все сразу"

13.05.2010 11:10

Интервью с Василием Анфиногентовым, директором отделения автоматизации деловых процессов компании "ФОРС - Центр разработки".

1. На ваш взгляд, системная интеграция сегодня - это?..

- Системная интеграция подразумевает обеспечение "бесшовного" взаимодействия всех трех компонентов ИТ-инфраструктуры: аппаратного, программного обеспечения и сетей. Каждый из них тоже может представлять собой сложную гетерогенную среду, поэтому понятие "интеграция" носит более универсальный характер и применимо ко всем уровням или отдельным компонентам информационного пространства.

Напомним, что ФОРС специализируется на деятельности по оказанию услуг в сфере разработки, внедрения, интеграции и сопровождения именно программных продуктов. В этом отношении уровень оснащенности средствами автоматизации современных предприятий и учреждений за последние годы постоянно растет, а их ИТ-инфраструктура - усложняется. Кроме того, автоматизация современных организаций началась достаточно давно и была, как правило, постепенной, охватывая отдельные подразделения и решая те или иные локальные функциональные задачи. Поэтому сейчас в большинстве случаев ставится задача обеспечения взаимодействия разнородных информационных систем, если мы говорим о программной интеграции. В госучреждениях эта проблема стоит особенно остро, поскольку они тесно связаны друг с другом информационными потоками, и, в то же время, не существует единого общепринятого стандарта представления данных для всех министерств и ведомств. Доля госзаказов в ФОРС традиционно велика, и сегодня практически ни один наш проект в госорганах не обходится без интеграционной составляющей.

2. В чем особенности бизнеса системной интеграции на российском рынке?

- К сожалению, по занимаемому объему рынка у нас все еще преобладает дистрибуция оборудования, а не предоставление услуг, как это существует во всем остальном мире. Поэтому, под системной интеграцией в России чаще понимают комплексные проекты, включающие в себя сразу все - системы коммуникации, шлюзы, сервера, рабочие станции, СХД, системы видеоконференцсвязи и т.д. Отечественные ИТ-компании стремятся предложить все сразу, не фокусируясь на каких-то отдельных видах компетенции, что зачастую бывает не всегда оправданно. Сейчас такое огромное количество программных продуктов и технологий в мире, притом обновляющихся каждый год, что очень трудно, а, зачастую, и просто невозможно охватить их все. К примеру, прайс-лист корпорации Oracle, нашего стратегического вендора, насчитывает свыше тысячи позиций. И мы полагаем, что лучше быть специалистами высочайшего уровня в области технологий Oracle, чем владеть разнообразными, но фрагментарными знаниями. Такую же точку зрения разделяет и большинство зарубежных ИТ-компаний - там стараются развивать какие-то определенные виды экспертизы, стараясь предложить заказчику уникальную услугу.

3. Как отразилась сложившаяся экономическая ситуация в стране на развитие услуг системных интеграторов и каковы последствия?

- В отличие о т других направлений деятельности ИТ-компаний, бизнес в сфере интеграции пострадал, наверное, в наименьшей степени. Процессный подход к управлению в очень многих случаях действительно оправдан и доказал свою эффективность на практике. При таком подходе ставится задача оптимизации бизнес-процессов, "пронизывающих" всю организацию, а не только отдельных функций. В этом случае неизбежно потребуется интеграция приложений. Для компаний, достигших определенного уровня "ИТ-зрелости", эта проблема стоит наиболее остро, поскольку, с одной стороны, количество используемых программных продуктов может быть очень большим, и они тесно связаны со многими бизнес-процессами, а с другой - для предоставления корректной и полной информации требуется консолидация данных, рассеянных по различным приложениям. Снять данную проблему с технологической точки зрения можно при помощи особой методики ведения ИТ-проектов, в основе которой лежит представление систем в виде набора сервисов, что позволяет одновременно решить также и проблему поддержки происходящих в организации изменений. Преимуществом построения BPM-системы на основе методической модели является сохранение инвестиций на всех этапах проекта, несмотря на то, что BPM-система требует постоянного развития, исходя из возникающих перед заказчиком задач. Однако в связи с особенностями нынешней экономической ситуации заказчик стал более аккуратным в формулировке своих требований, четче описывая как стоящие перед ним задачи, так и ожидаемый результат.

4. Развивается ли рынок СИ в регионах? (как происходит развитие, охват регионов)

- Да, развивается, однако существенно уступает Москве. Лидерами здесь можно назвать Северо-Западный округ, прежде всего, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Татарстан и другие.

5. Как бы Вы оценили уровень конкуренции на рынке? Возможно ли появление новых компаний?

- Российский ИТ-рынок все еще недостаточно консолидирован. По итогам 2008 года на совокупную долю пяти ведущих поставщиков (IBS, "Техносерв", "КРОК", "ЛАНИТ" и "КомпьюЛинк") приходилось только 30% от общего объема этого сектора рынка. Вероятно, конкуренция еще не достигла такого уровня, чтобы вызвать волну слияний и поглощений, о которой давно и много говорят. Не исключено, что такого вообще не будет. Вполне возможно появление новых нишевых компаний, однако состав первой десятки лидеров вряд ли изменится в ближайшие годы.

6. Какие услуги оказались наиболее востребованными в прошедшем году, а какие, на ваш взгляд, могут стать таковыми в текущем?


- Важно то, что на приобретение ИТ-услуг в том или ином объеме заказчики по-прежнему готовы выделять средства - как крупные, так и средние компании. В первую очередь, речь идет о тех сервисах, которые ориентированы на сокращение затрат и оптимизацию операционной деятельности. К ним относятся BPM-проекты, внедрение учетных и аналитических систем, хранилищ данных. Растет также интерес к различным формам ИТ-аутсорсинга. Заказчики оценили важность профессионального оказания услуг по развитию, сопровождению и технической поддержке систем, что обеспечивает сохранность сделанных в ИТ вложений и возможность обходиться без приобретения дополнительных программных продуктов при максимальном использовании имеющихся ИТ-ресурсов.

7. Какие перспективные проекты Вы развиваете сейчас?


- Использование сервис-ориентированного подхода при автоматизации деятельности госструктур предоставляет огромные возможности как в части выстраивания архитектуры межведомственного взаимодействия, так и функциональности разрабатываемой системы. Такой подход позволяет свести к минимуму проектные риски и наиболее полно учесть весь комплекс требований к информатизации учреждения. Несмотря на всю сложность, уникальность и масштаб проектов, при помощи современных интеграционных технологий мы всегда получаем результаты, на которые рассчитываем. Об этом свидетельствует ход проектов, выполняемых нами совместно с другими подрядчиками для муниципальных органов власти. Один из таких проектов предусматривает создание среды электронного взаимодействия, где существующие информационные источники рассматриваются как распределенное гетерогенное хранилище. Метамодель, включающая унифицированное описание информационных ресурсов, трактуемых как сервисы и единые интерфейсы взаимодействия, позволяет реализовать на базе этого подхода общие регламенты работы, не зависящие от конкретной технологии, использованной при разработке отдельного ресурса.

Отметим, что владельцы информационных ресурсов полностью сохраняют собственность на них и несут ответственность за актуальность и достоверность предоставленных данных. Они также контролируют доступ к своим данным и могут получать оплату за оказанные услуги, компенсируя тем самым издержки на формирование и ведение своих информационных ресурсов. Потребитель же получает актуальную информацию в любое удобное для него время - для этого ему достаточно только сформировать нужный запрос в терминах, установленных для данной модели интеграции систем.

Применение принципов SOA в проектах по обеспечению межведомственного взаимодействия позволяет существенно сократить риск возникновения технологических проблем, связанных с обновлением данных при поступлении новой порции информации. Также эффективно решаются задачи хранения исходных информационных пулов различных ведомств, устранения последствий сбоев при выполнении технологических операций и многое другое.



Источник: DailyComm