Корпоративные ИТ-бюджеты определяют спрос на ИТ-рынке |
19.04.2010 12:27
Интервью с Алексеем Ламыкиным, техническим директором ГК "Фан".
1. На ваш взгляд, системная интеграция сегодня - это?
- Тут вряд ли можно придумать что-то кардинально новое - термин "системная интеграция" достаточно хорошо устоялся. Обычно под системной интеграцией понимают реализацию комплексных решений в области информационных технологий. Состав решения зависит от целого ряда факторов и может включать в себя проектирование, поставку оборудования, поставку и/или разработку программного обеспечения, установку и настройку оборудования, а также консалтинг и обучение.
2. В чем проявляется специфичность данного направления деятельности на российском рынке? Как отразилась сложившаяся экономическая ситуация в стране на развитие услуг системных интеграторов и каковы последствия?
- К сожалению открытых и достоверных данных по рынку системной интеграции в России немного. Конечно, есть аналитика Gartner и IDC, данные REAL-IT, есть рейтинги ИТ-компаний. Но четко выделить в обороте даже отдельно взятой компании интеграционную составляющую, как правило, очень непросто. Относится ли к системной интеграции поставка ИТ-оборудования? Если нет - какой должна быть доля услуг в проекте, чтобы его можно было отнести к системной интеграции? А как быть, если стоимость, например, консалтинговых услуг по формированию решения, растворена в стоимости "железа"?
Поэтому мне кажется интересным посмотреть на динамику и структуру рынка системной интеграции через призму корпоративных ИТ-бюджетов. Они ведь, по сути, определяют спрос на ИТ-рынке и являются его зеркальным отражением. С этой точки зрения стоит посмотреть на анализ ИТ-бюджетов, который регулярно проводится редакцией журнала Intelligent Enterprise во главе с Константином Зиминым. Он позволяет сделать несколько выводов.
Во-первых, российский ИТ-рынок пока еще относительно небольшой и недостаточно зрелый. Если на Западе нормой считается ИТ-бюджет порядка 2% оборота компании, то в России по данным на начало 2009 года более 60% респондентов указывали цифры ИТ-бюджета ниже 1% оборота.
Во-вторых, структура спроса существенно отличается от того, что мы видим на Западе. В России (опять же в силу более ранней фазы развития рынка) гораздо выше доля бюджетов, которая идет на развитие. Если на Западе бо́льшая часть ИТ-бюджетов тратится на поддержку и эксплуатацию существующей инфраструктуры, то у нас по данным опросов IE 2007 и 2008 годов 47-48% респондентов указывали долю средств на развитие более 50%, а у 10% компаний она доходила до 80%.
Нетрудно было предсказать, что в условиях кризиса большинство компаний будут сворачивать новые проекты и сокращать объем средств, вкладываемых в развитие сферы информационных технологий. Вероятно, именно это и определило тот спад, который произошел в отрасли в 2009 году (41% при расчете в долларах США по данным REAL-IT). Причем от кризиса сильнее всего пострадали те системные интеграторы, в обороте которых преобладало оборудование.
При этом расходы на поддержку и эксплуатацию имеющейся инфраструктуры резко сократить гораздо труднее. И поэтому те интеграторы, которые делали ставку на услуги в этой сфере, на общем фоне выглядели гораздо выигрышнее. Например, если говорить о группе компаний "Фан", то единственным направлением, рост которого продолжался несмотря на кризис, было обслуживание печатного оборудования и аутсорсинг печати.
3. Какие услуги оказались наиболее востребованными в прошедшем году, а какие, на Ваш взгляд, могут стать таковыми в текущем?
- На рынке всегда есть направления, которые остаются привлекательными и востребованными несмотря на кризисы. Как уже было сказано выше, для нас таким направлением стали услуги по аутсорсингу печати. Многие компании в условиях кризиса решили прибегнуть к оптимизации расходов именно таким образом - перейти на покопийную схему оплаты печати и передать управление парком оборудования специализированной компании.
4. На чем сейчас сфокусированы усилия вашей компании?
- На текущий момент мы стараемся сосредоточить основные усилия на продвижении тех решений, где мы обладаем наибольшими компетенциями - это, прежде всего, решения, связанные с печатью и обработкой документов (включая аутсорсинг печати, системы распределенной безопасной печати) и решения по оборудованию конференц-залов и переговорных комнат (включая системы видеоконференцсвязи).
Второй фокус связан с повышением внутренней эффективности компании. В 2009 году мы внедрили в компании Фан Systems новую CRM систему, которая, как мы надеемся, позволит перевести работу с заказчиками на качественно более высокий уровень. Большое внимание уделяется внутренним бизнес-процессам, в первую очередь, связанным с аутсорсинговыми услугами. У нас и ранее были достаточно крупные проекты в этой области, но сейчас у нас в работе несколько проектов по обслуживанию распределенной печатной инфраструктуры масштабов сотен устройств. Они требуют от нас, как от сервис-провайдера, более высокого уровня организации, внедрения строго регламентированных процессов, контроля SLA.
5. Ваш прогноз развития рынка СИ в ближайшие 2 - 3 года? Что может принципиально изменить рынок?
- Наш прогноз достаточно оптимистичный. Кризис сформировал отложенный спрос. Все ИТ-оборудование имеет ограниченный срок службы. Да, во многих случаях можно отложить замену сервера или принтера, но их моральное и физическое старение неотвратимо. Уже сейчас многие наши клиенты возвращаются к практике планомерной замены устаревшего оборудования.
Будет постепенно меняться и структура рынка. Скажем, уже сейчас мы видим влияние, которое оказывает на структуру спроса технология виртуализации - при ограниченном спросе на серверное оборудование мы видим все больше запросов на мощные серверы с большим объемом оперативной памяти, внешние системы хранения данных. Но это изменения эволюционного характера.
Что касается каких-то принципиальных, революционных изменений, то такие прогнозы обычно связывают с технологиями облачных вычислений и SaaS. Думается, что в контексте перехода к модели utility computing, предрекаемого Николасом Карром, эти технологии окажут существенное влияние на рынок ИТ. Но вряд ли это произойдет в ближайшие пару лет.
Источник: DailyComm
1. На ваш взгляд, системная интеграция сегодня - это?
- Тут вряд ли можно придумать что-то кардинально новое - термин "системная интеграция" достаточно хорошо устоялся. Обычно под системной интеграцией понимают реализацию комплексных решений в области информационных технологий. Состав решения зависит от целого ряда факторов и может включать в себя проектирование, поставку оборудования, поставку и/или разработку программного обеспечения, установку и настройку оборудования, а также консалтинг и обучение.
2. В чем проявляется специфичность данного направления деятельности на российском рынке? Как отразилась сложившаяся экономическая ситуация в стране на развитие услуг системных интеграторов и каковы последствия?
- К сожалению открытых и достоверных данных по рынку системной интеграции в России немного. Конечно, есть аналитика Gartner и IDC, данные REAL-IT, есть рейтинги ИТ-компаний. Но четко выделить в обороте даже отдельно взятой компании интеграционную составляющую, как правило, очень непросто. Относится ли к системной интеграции поставка ИТ-оборудования? Если нет - какой должна быть доля услуг в проекте, чтобы его можно было отнести к системной интеграции? А как быть, если стоимость, например, консалтинговых услуг по формированию решения, растворена в стоимости "железа"?
Поэтому мне кажется интересным посмотреть на динамику и структуру рынка системной интеграции через призму корпоративных ИТ-бюджетов. Они ведь, по сути, определяют спрос на ИТ-рынке и являются его зеркальным отражением. С этой точки зрения стоит посмотреть на анализ ИТ-бюджетов, который регулярно проводится редакцией журнала Intelligent Enterprise во главе с Константином Зиминым. Он позволяет сделать несколько выводов.
Во-первых, российский ИТ-рынок пока еще относительно небольшой и недостаточно зрелый. Если на Западе нормой считается ИТ-бюджет порядка 2% оборота компании, то в России по данным на начало 2009 года более 60% респондентов указывали цифры ИТ-бюджета ниже 1% оборота.
Во-вторых, структура спроса существенно отличается от того, что мы видим на Западе. В России (опять же в силу более ранней фазы развития рынка) гораздо выше доля бюджетов, которая идет на развитие. Если на Западе бо́льшая часть ИТ-бюджетов тратится на поддержку и эксплуатацию существующей инфраструктуры, то у нас по данным опросов IE 2007 и 2008 годов 47-48% респондентов указывали долю средств на развитие более 50%, а у 10% компаний она доходила до 80%.
Нетрудно было предсказать, что в условиях кризиса большинство компаний будут сворачивать новые проекты и сокращать объем средств, вкладываемых в развитие сферы информационных технологий. Вероятно, именно это и определило тот спад, который произошел в отрасли в 2009 году (41% при расчете в долларах США по данным REAL-IT). Причем от кризиса сильнее всего пострадали те системные интеграторы, в обороте которых преобладало оборудование.
При этом расходы на поддержку и эксплуатацию имеющейся инфраструктуры резко сократить гораздо труднее. И поэтому те интеграторы, которые делали ставку на услуги в этой сфере, на общем фоне выглядели гораздо выигрышнее. Например, если говорить о группе компаний "Фан", то единственным направлением, рост которого продолжался несмотря на кризис, было обслуживание печатного оборудования и аутсорсинг печати.
3. Какие услуги оказались наиболее востребованными в прошедшем году, а какие, на Ваш взгляд, могут стать таковыми в текущем?
- На рынке всегда есть направления, которые остаются привлекательными и востребованными несмотря на кризисы. Как уже было сказано выше, для нас таким направлением стали услуги по аутсорсингу печати. Многие компании в условиях кризиса решили прибегнуть к оптимизации расходов именно таким образом - перейти на покопийную схему оплаты печати и передать управление парком оборудования специализированной компании.
4. На чем сейчас сфокусированы усилия вашей компании?
- На текущий момент мы стараемся сосредоточить основные усилия на продвижении тех решений, где мы обладаем наибольшими компетенциями - это, прежде всего, решения, связанные с печатью и обработкой документов (включая аутсорсинг печати, системы распределенной безопасной печати) и решения по оборудованию конференц-залов и переговорных комнат (включая системы видеоконференцсвязи).
Второй фокус связан с повышением внутренней эффективности компании. В 2009 году мы внедрили в компании Фан Systems новую CRM систему, которая, как мы надеемся, позволит перевести работу с заказчиками на качественно более высокий уровень. Большое внимание уделяется внутренним бизнес-процессам, в первую очередь, связанным с аутсорсинговыми услугами. У нас и ранее были достаточно крупные проекты в этой области, но сейчас у нас в работе несколько проектов по обслуживанию распределенной печатной инфраструктуры масштабов сотен устройств. Они требуют от нас, как от сервис-провайдера, более высокого уровня организации, внедрения строго регламентированных процессов, контроля SLA.
5. Ваш прогноз развития рынка СИ в ближайшие 2 - 3 года? Что может принципиально изменить рынок?
- Наш прогноз достаточно оптимистичный. Кризис сформировал отложенный спрос. Все ИТ-оборудование имеет ограниченный срок службы. Да, во многих случаях можно отложить замену сервера или принтера, но их моральное и физическое старение неотвратимо. Уже сейчас многие наши клиенты возвращаются к практике планомерной замены устаревшего оборудования.
Будет постепенно меняться и структура рынка. Скажем, уже сейчас мы видим влияние, которое оказывает на структуру спроса технология виртуализации - при ограниченном спросе на серверное оборудование мы видим все больше запросов на мощные серверы с большим объемом оперативной памяти, внешние системы хранения данных. Но это изменения эволюционного характера.
Что касается каких-то принципиальных, революционных изменений, то такие прогнозы обычно связывают с технологиями облачных вычислений и SaaS. Думается, что в контексте перехода к модели utility computing, предрекаемого Николасом Карром, эти технологии окажут существенное влияние на рынок ИТ. Но вряд ли это произойдет в ближайшие пару лет.
Источник: DailyComm
-
09.09.2021
-
05.07.2021
-
24.05.2021
-
21.05.2021
-
17.02.2021
-
17.08.2020
-
24.04.2020
-
18.02.2020
-
19.12.2019
-
01.11.2019
-
28.10.2019
-
16.08.2019
-
07.05.2019
-
30.04.2019
-
26.04.2019