26 декабря 2024
Курсы валют по ЦБ РФ USD 89.0214 EUR 95.7391


В ИТ-отрасли объявлено о слиянии за 35 млрд долларов

Сотовые операторы: итоги первого полугодия

10.09.2009 12:28

Итак, начнем с ведущих российских операторов. Стоит отметить, что, судя по отчетности компаний, участники "большой тройки" подошли к середине 2009 года разнонаправлено. Так, например, выручка сотового оператора "МегаФон", по собственным данным, во втором квартале 2009 года по сравнению с показателем второго квартала 2008 года выросла на 3,4% и составила 43,9 млрд. рублей. При этом достаточно ощутимо снизилась прибыль компании - за вторую четверть этого года она уменьшилась на 10,8% - до 9 млрд. рублей.

В компании отмечают, что снижение чистой прибыли ОАО "МегаФон" во втором квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в основном связано с влиянием укрепления рубля на доходность денежных вложений компании в иностранной валюте.

Однако, если рассматривать финансовые показатели за первую половину 2009 года, то, несмотря на финансовый кризис, "МегаФон" показал уверенный рост. Так, консолидированная выручка компании увеличилась на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составила 86,1 млрд. рублей. Чистая прибыль компании за первые шесть месяцев текущего года выросла на 4,0% по сравнению с аналогичным показателем 2008 года и достигла 20,1 млрд. руб.

Абонентская база "МегаФон", по собственным данным компании, на сегодняшний день насчитывает 45,8 млн. пользователей.

Эксперты оценивают финансовые результаты компании как позитивные. Во многом росту прибыли компании на фоне кризиса способствовал тот факт, что "МегаФон" не обременен долговыми обязательствами.

По словам генерального директора ОАО "МегаФон" Сергея Солдатенкова, в первом полугодии компания продемонстрировала очень хорошие результаты, обеспечив рост финансовых показателей по сравнению с прошлым, докризисным годом. Он отмечает, что в начале года наблюдалось некоторое снижение потребления услуг сотового оператора и количества новых подключений. Тем не менее, подчеркивает Солдатенков, компания благодаря консервативному подходу к затратам и эффективному управлению бизнесом смогла успешно пройти кризисный период.

Компании "Вымпелком" (бренд "Билайн") также удалось в кризис улучшить свои финансовые показатели. Чистая операционная выручка достигла 69 млрд. рублей, увеличившись на 3,3% по сравнению с первым кварталом 2009 года. Во втором квартале 2009 года сотовый оператор получил прибыль, размер которой составил 22,6 млрд. рублей. При этом в первом квартале 2009 года чистый убыток "Вымпелком" составил 8,5 млрд. рублей.

Рост прибыли "Билайн" аналитики связывают, прежде всего, с увеличением его активной абонентской базы в сегментах непосредственно сотовой связи и широкополосного доступа в интернет.

По информации "Вымпелком", в первом полугодии 2009 года число абонентов сотового оператора выросло на 19% по сравнению с аналогичным показателем 2008 года. На сегодняшний день абонентская база "Билайн" достигает порядка 63,7 млн. пользователей, а широкополосным доступом в интернет пользуются 1,7 млн. человек (в первом полугодии 2008 года - 0,6 млн.).

Что касается крупнейшего российского сотового оператора "МТС", то по итогам второго квартала 2009 года выручка компании по сравнению с первым кварталом выросла на 11,8% и составила 2,022 млрд. долларов. По данным "МТС", рост произошел благодаря увеличению абонентской базы, объема пользования голосовыми и дополнительными услугами. В компании отметили, что на рост выручки повлияли также сезонные факторы и укрепление национальных валют.

Во втором квартале 2009 года выручка "МТС" в России выросла по сравнению с первым кварталом на 8,9% до 51,02 млрд. рублей.

Консолидированная чистая прибыль "МТС" составила 563 млн. долларов. В компании отмечают, что это стало возможным благодаря росту выручки, финансовому планированию и укреплению рубля против доллара США в квартальном исчислении.

Отметим, что первый квартал 2009 года сотовый оператор закончил с убытком в размере 57,7 млн. долларов.

Консолидированная абонентская база компании в настоящее время составляет 95,65 миллиона абонентов.

А как обстояли за пределами "большой тройки"? Операционная выручка всей группы "TELE2 Россия" достигла во втором квартале 2009 года 7 млрд. 432 млн. рублей (6 млрд. 337 млн. рублей во втором квартале 2008 года). Показатель EBITDA составил 2 млрд. 614 млн. рублей (2 млрд. 192 млн. рублей во втором квартале 2008 года).

По информации TELE2, в первом полугодии 2009 года чистый прирост абонентов оператора составил 698 тыс. (925 тыс. в первом полугодии 2008 года). Операционная выручка в первом полугодии 2009 года увеличилась и достигла 14 млрд. 264 млн. рублей (12 млрд. 146 млн. рублей в первом полугодии 2008 года). EBITDA составил 4 млрд. 797 млн. рублей (4 млн. 274 млн. рублей в первой половине 2008 года).

Также стоит отметить, что по данным исследования компании Comnews Research, компания Tele2 стала лидером в сегменте дешевой сотовой связи России.

В настоящее время компания TELE2 работает в 19 регионах России. Ее абонентская база составляет порядка 12,4 млн. человек. В планах сотового оператора открытие в течение 2009-2010 годов еще 18 новых сетей.

Кризис не помешал и "Скай Линк" получить прибыль. Однако в компании пока не называют точную цифру, отмечая лишь, что второй квартал оператор закончил без убытков. По словам гендиректора компании Гульнары Хасьяновой, в первом полугодии 2009 года "Скай Линк" достиг значительного роста абонентской базы и объема потребления, в том числе в регионах присутствия UMTS-операторов. Сотовому оператору удалось сохранить стабильную выручку и обеспечить рост OIBDA на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В компании отмечают, что доля выручки от услуг передачи данных составила во втором квартале 2009 года 57% от общего объема выручки от услуг. В связи с этим к концу года, в соответствии со стратегией "Баланс", "Скай Линк" намерен восстановить паритет голосовых услуг и услуг передачи данных в структуре выручки. Для этого компания осенью 2009 года выпустит несколько новых предложений для голосовых абонентов и займется активным продвижением голосовых услуг.

По данным сотового оператора, на сегодняшний день "Скай Линк" обеспечивает наибольшую в России территорию предоставления услуг 3G, которая включает более 5000 населенных пунктов в 32 субъектах страны, где проживает около 70% населения страны.

По данным на второй квартал 2009 года "Скай Линк" обслуживает 1,1 млн. абонентов. Однако, вскоре компания может значительно увеличить свою аудиторию. Дело в том, что владелец "Скай Линк" - АФК "Система" - в счет погашения долга передаст 100% акций компании государству. В свою очередь, государство на основе "Скай Линк" планирует создать четвертого российского федерального сотового оператора.

Таким образом, можно отметить, что в период кризиса российские сотовые операторы находятся "на плаву" и даже являются прибыльными компаниями. Так, по информации РИА "Новости", доходы от услуг сотовой связи за первые шесть месяцев 2009 года выросли на 5,8% - до 266,521 млрд. рублей, при этом доходы традиционных операторов от этого вида услуг сократились на 3% - до 7,2 млрд. рублей. Кроме того, было введено 22,843 млн. номеров мобильной связи, что в четыре раза больше, чем за первое полугодие 2008 года.

Конечно же, не обошлось и без убытков, не все акционеры получили дивиденды. Но в целом ситуация, складывающаяся на отечественном рынке сотовой связи, не так уж пессимистична. Наоборот, поводов для оптимизма гораздо больше. К ним, безусловно, относится увеличение доли доходов от предоставления доступа в интернет и дополнительных услуг. Поэтому можно с большой уверенностью прогнозировать, что к концу года, если не случится каких-либо экстраординарных экономических потрясений, финансовые показатели ведущих сотовых операторов России покажут устойчивый рост.



Источник: DailyComm