26 декабря 2024
Курсы валют по ЦБ РФ USD 89.0214 EUR 95.7391


В ИТ-отрасли объявлено о слиянии за 35 млрд долларов

Поиск в Рунете - история и современность

24.03.2009 11:25

Как только количество информации, размещённой во всемирной паутине, накопилось в достаточном количестве - появилась потребность в её систематизации. Для этого были созданы поисковые системы. В данной статье будет рассмотрен процесс становления и развития этих систем в той части интернета, с которой работают большинство пользователей в нашей стране - в так называемом "Рунете" - то есть в доменной зоне ".ru".

Конечно, если рассматривать хронологию появления поисковых систем в российском интернете, не стоит забывать, что сам российский интернет стал активно развиваться только после ликвидации Советского Союза. Домен ".ru" возник в 1994 году и с того времени стал активно развиваться. С его развитием стали активно развиваться и поисковые системы.Через 2 года, то есть в 1996 году появилась первая поисковая система - Rambler. Ее создатели, группа "Стек" из подмосковного Пущино, начинали с создания локальной городской сети и подключения к интернету. Весной 1997 года появляется уникальный рейтинг-классификатор Rambler's Top -100, который не только оценивал популярность российских ресурсов, но и позволял одним кликом попасть на них.

Rambler's Top -100 быстро стал универсальным барометром сети, общим стандартом медиаизмерений. Следующий шаг в развитии поисковой системы Rambler произошел в июне 2003 года. Компания запустила новую версию поисковой машины, которая отличалась от предыдущей по двум основным параметрам. Первое и главное - значительно увеличилась скорость поиска; второе - благодаря новой архитектуре системы, обновление поискового индекса происходит несколько раз в день. Теперь поисковик всегда находит самые свежие документы и последние новости. Рамблер знаком с русским языком, понимает термины типа "б/у", "у.е." и "а/я". Как дань моде, открылась лаконичная версия поисковой системы по адресу "r0.ru". Содержание ее стандартно - строка поиска, почта и новости.

Ещё через год после Рамблера появился Яндекс. Появление Яндекса вообще стало прорывом в системе поиска русского интернета. Дело в том, что эта система первой начала использовать морфологию русского языка в ядре поисковой системы, а также проверку документа или страницы на уникальность. В данное время поисковая система Яндекс - это одна из крупнейших поисковых систем рунета и можно сказать, что это лидер в области поисковых запросов и предоставляемых сервисов. Сейчас поиск производится более чем на 4 млрд. страницах. Поисковую систему отличает достаточно высокая релевантность поисковой выдачи, а так же расширенные возможности поиска информации. Это даёт возможность Яндексу развиваться и процветать.

В 1998 году появился почтовы сервис Mail.ru, в рамках которого есть свои поисковые проекты, занимающие на данный момент важное место среди самых популярных систем рунета. Питерские программисты, работающие в компании "Data Art", произвели на свет новое программное обеспечение для почтового сервера, которое предполагалось продавать иностранным компаниям. Для того чтобы проверить ПО в реальных условиях, его на короткое время выставили для широкого использования пользователям рунета. Однако, этот сервис пришелся по душе многим пользователям, и он стал стремительно набирать обороты.

В том же 1998 году из отделения "Data Art Enterprises Inc." организовалась отдельная и самостоятельная компания "Port.ru". Основным предназначением этой компании была реализация интернет портала матричного типа на базе многочисленных сервисов, тематических разделов и технологических изысканий.

В 1999 году в рунете появилась компания "Net Bridge" для демонстрации возможностей создания интернет проектов по иностранным аналогам зарекомендовавших себя с лучшей стороны. Спустя два года, в 2001 году компании "Net Bridge" и "Port.ru" объявляют о слиянии под названием "Port.ru", однако для привлечения интереса аудитории изменяют название на "Mail.ru". В 2003 году руководством компании "Mail.ru" было принято решение о создании и развитии поискового сервиса в рамках своего портала. В этой связи была получена лицензия на использование технологии "Google WebSearch". Несколько позже был открыт дополнительный сервис по поиску изображений, а в начале 2004 года поисковая система была интегрирована с каталогом "List.mail.ru". С развитием этого направления в поисковую систему Mail.ru был внедрен поиск с учетом морфологии русского языка, и появилась опция ведения истории поисковых запросов. На сегоднящний день поставщиком поискового движка для проекта Поиск@Mail.Ru является компания "Яндекс".

В настоящее время среди русскоязычных поисковых систем лидирует Яндекс. Вслед за ним по популярности идут Rambler и Mail.ru. Остальные поисковые системы, такие как Нигма, Gogo.ru и Aport остаются далеко позади.

Среди всеязычных поисковых систем, которые имеют в своём наличии и русский язык, особую популярность имеет версия Google. С созданием Google связан весьма забавный факт: название Google было выбрано по ошибке. Это опечатка, сделанная основателями компании, которые хотели назвать свой сайт математическим термином "googol". Гугол - это 10 в степени 100. Именно такое количество страниц хотели проиндексировать амбициозные основатели поискового сайта. Но они то ли ошиблись в правописании, то ли сайт с таким названием был уже занят - но появилось именно название Google. В настоящее время русский вариант Google успешно соперничает с Яндексом за звание самой популярной поисковой системы русской части интернета.

Именно таким образом создавались поисковые системы и развиваются по сей день. Что же будет дальше, как будут выглядеть поисковые системы глобальной паутины в недалёком будущем? Очень многие пророчат скорейшее изменение видов и принципов поиска в интернете. На чём же основаны подобные выводы? Дело в том, что в самой сущности поисковой системы заложено отставание в развитии от самого интернета. То есть сначала появляется контент, то есть содержание интернета, а потом, как реакция, появляется поиск. И поиск уже вынужден отставать от того, что он ищет.

Сейчас большинство информации, которую выдают поисковые системы - просто мусор или повторы, которые абсолютно бесполезны для пользователей. Поэтому, вероятнее всего, вскоре большое распространение могут получить системы, обладающие всеми поисковыми свойствами, но по-другому обрабатывающими собираемую информацию - своеобразные интеллектуальные агенты. В таких системах пользователю нужно будет лишь определить свой круг интересов, и машина автоматически будет собирать информацию по нужным темам и исправно снабжать этой информацией человека. Над подобными системами работает множество специалистов по всему миру, а большие поисковики пытаются вводить персонализацию под каждого пользователя. Также возможно появление фактографического поиска, который позволит оперировать фактами, а не документами. В настоящее время поток новостной информации настолько велик, что зачастую даже прочитать все сообщения по теме не представляется возможным, особенно если событие активно обсуждается как в СМИ , так в блогах и форумах.

В последние годы качество контента в сети меняется. Появляется большое количество графической и видеоинформации. На сегодняшний день почти 80% поисковой оптимизации проводится над текстом и кодом страниц. И поисковые системы все это нормально воспринимают. Но, для поисковых систем затруднительна индексация и распознавание сайтов, содержащих фреймы, java-скрипты, flash-анимацию и иные современные технологии.

Всё это позволяет предположить, что в количественном эквиваленте современные поисковые системы, в том числе и российские (тут общемировые тенденции сохраняются) достигли своего максимума или приблизились к нему. Далее совершенно необходимо увеличивать качество поиска, чтобы одинаково охватывать все виды информации в интернете, одновременно отсекая всё лишнее.



Источник: DailyComm